суббота, 10 октября 2009 г.

Кому и как нужно учить лидеров

«Итак, давайте сегодня вспомним о школьном самоуправлении».
«Как, ОПЯТЬ? – скажете Вы, - у нас есть школьный ученический совет, и этого достаточно» Понимаю ваше возмущение, но именно о школьном самоуправлении, вечном споре учителя-предметника и педагога-организатора, мне бы хотелось с вами, коллеги, поговорить.
Да, сегодня наши дети учатся, а завтра они вырастут и уйдут во взрослую жизнь. Чтобы добиться жизненного успеха, им нужны не только знания из учебников. Мы, конечно же, должны учить математике, физике и другим наукам. Но также только мы можем научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. А как это сделать, если в школе не будет работать ученическое самоуправление?
 <>

«Но, позвольте! – слышу отдельные недовольные голоса, - Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы - качество образования»
А я и не спорю, но ведь как часто мы подменяем качество образования качеством обучения. Уже более десяти лет в Российской Федерации действует «Закон об образовании», который трактует образование как "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Заметьте, слово "воспитание" стоит в законе на первом месте.
Вы спрашиваете, чему мы будем учить? Вполне закономерный вопрос. Давайте определимся, о чем все же пойдет речь. В моем понимании, самоуправление - средство воспитания гражданской активности. Самоуправление - это не органы, не функции, не организация субботников, праздников, встреч. Это не только порядок в школе, но и идеи, интересная, увлекательная жизнь класса, школы.
Ученическое самоуправление - система, а не разрозненные группы ученического актива, не связанные друг с другом. В каждом органе ученического самоуправления есть лидер, а иногда и не один. Из многих определений лидерства следует отметить одно из наиболее удачных определений. Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (А.С.Чернышов).
Важно осознать, что сегодняшние школьники – завтрашние лидеры общества. К тому же, поговорка «Лидерами не рождаются – лидерами становятся»,- сегодня не менее верна, чем когда-либо.
На мой взгляд, можно и нужно научить быть успешным человеком любого школьника. И здесь перед нами нередко встает дилемма – кто будет учить? Педагог? Приглашенный специалист из управления молодежи? Психологи? А мне кажется, что ответ напрашивается сам собой – пусть этому учат сами старшеклассники. Все должно, конечно, быть в разумных пределах. Я не предлагаю пустить всё на самотёк. Но, мне кажется, что роль взрослого – роль координирующая, направляющая, а иногда роль «скорой помощи».
Не согласны? Говорите, что наши старшеклассники сами мало знают, чтобы учить? Позвольте, а как же принцип «обучая - учусь?» Ведь, чтобы преподнести нужный материал, старшеклассники и нужную литературу подберут, и в сети Интернета побродят, и перед зеркалом потренируются текст занятия проговорить. Вот оно развитие информационных и коммуникативных компетенций, о которых так часто говорят педагоги. Говорите, что к каждому нужно найти подход, что наши старшеклассники не психологи? И опять не соглашусь с Вами. Дело в том, что старшеклассники, выступающие в роли тренеров, совсем недавно были такими же, и помнят свои ощущения, свою реакцию, свой поведенческий стиль. Так что занятие смогут провести не хуже взрослого тренера. Сомневаетесь, что они правильно донесут материал, да и форма изложения смущает? Вот тут Вы правы. Вряд ли они начнут лекцию читать или проводить беседу. Только вспомните известную китайскую пословицу: «Скажи мне, я забываю; покажи мне, и, может быть, я буду помнить; позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Какие формы работы дают больший процент усвоения? Наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция – 5%; чтение – 10%), а наибольший – интерактивные (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или немедленное применение – 90%.) А как Вы думаете, какие способы обучения выберут старшеклассники? Конечно активные! А значит, процент принятия нового материала будет высок.

Вы спрашиваете, как я могу доверять старшекласснику процесс воспитания сверстников или ребят младше себя? Российские психологи провели исследования, которые утверждают, что работая в режиме «равные - равным» ребята больше доверяют друг другу. Они быстрее прислушиваются к советам ровесников, четче выполняют инструкции на тренингах.
Всё ещё сомневаетесь? Тогда, я расскажу Вам об одном таком занятии в «Школе лидера» нашей гимназии. Уроки закончены, семиклассники по всем правилам военного искусства, взяли в осаду мой кабинет. Здесь органы ученического самоуправления разных классов, всего 15 человек. Я не тороплюсь выйти к ребятам, даю возможность пообщаться, скинуть груз школьных проблем. Вдруг дверь распахивается и в нее буквально влетает Лиза. Лиза из 10-го класса и сама начинала учиться в «школе лидера», когда была в таком же возрасте. Она начинает прямо с ходу: «Ребята, мы в ШИКе такую вещь придумали, но без вас не обойтись» На столе появляются маркеры, лист ватмана, ребята, то делятся на группы, то сходятся все вместе, то отчаянно спорят, то ловят тишину. Через час канва школьного праздника намечена, каждый класс выбрал для себя задание в подготовке праздника. Лиза просит всех сесть в круг и говорит: «Итак, сегодня на занятии мы с вами не только написали сценарий праздника, но и разобрали тему «Принципы организации праздника. Структура праздника» Давайте повторим основные моменты» И что удивительно: повторяют, размышляют, пытаются сделать выводы, пусть еще на своем детском языке. Через неделю, когда на «Школу лидера» придут члены пресс-центров, вместо Лизы придет Кирилл и скажет что-то вроде такого: «Ребят, мы зашились с газетой. Не хватает материалов в номер»
И я понимаю, то, что сейчас делают эти старшеклассники, легко и свободно, это и есть школа самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции. Конечно, каждое такое занятие придумывается и проговаривается совместно. Конечно, и Лизу, и Кирилла, и других ребят, несколько лет назад я сама учила азам лидерства, а сейчас я могу доверить это им.
Школьное самоуправление – это мощный рычаг в воспитательном процессе школы. А вот как мы им воспользуемся, поставим на «Стоп» или передадим в руки ребят, - зависит от нас. Давайте сделаем правильный выбор!


2 комментария:

  1. Лена, в нашей школе тоже самоуправление имеет огромное значение! Я, как учитель начальных классов, часто обращаюсь к старшим ребятам за помощью. Они и праздник помогут организовать, и беседы с малышами проведут, и какую-нибудь интересную идею подкинут и т.д. Да и сами старшеклассники горят желанием сотрудничать с учителями начальных классов, предлагают свои идеи. У нас в школе создан совет старшеклассников, в нём представители разных секторов (культуры, спорта и т.д.) Ребята очень оперативно решают те задачи, которые перед ними ставят педагоги, но и педагоги прислушиваются к мнениям ребят, поддерживают их идеи. Даже директор школы приветствует присутствие лидера совета старшеклассников на совещаниях, во всём поддерживает ребят, помогает советом.

    ОтветитьУдалить
  2. Это хорошо, когда педагоги поддерживают ребят :) А как у вас проходит обучение актива :)?

    ОтветитьУдалить